

Ранняя диагностика двигательных нарушений у детей: междисциплинарный подход
https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-5-225-230
Аннотация
Оценка моторного развития — важная составляющая часть изучения нервно-психического развития детей, которая проводится педиатром при профилактических осмотрах. Для выявления причин двигательных нарушений, помимо изучения анамнеза, необходимо провести осмотр и физическое обследование ребенка с назначением дополнительных методов исследования. Важно помнить, что задержка развития не всегда свидетельствует о наличии заболевания, но требует динамического наблюдения. Однако если она прогрессируют, то у таких пациентов с большей вероятностью диагностируются специфические нейромышечные расстройства. В этом случае педиатр должен обратить внимание на неврологические статус ребенка, оценить остроту зрения и слух. В то же время не следует забывать, что нарушение моторики часто сочетается с общей задержкой развития (умственной отсталостью) ребенка. Фасцикуляции языка; потеря моторных навыков; органомегалия; огрубление черт лица; увеличение уровня креатинфосфокиназы (более чем в 3 раза выше нормы), дыхательная недостаточность с наличием общей слабости; резкое ухудшение состояния ребенка, сопровождающееся вялостью, рвотой, развитием судорожного синдрома; нарушения, выявленные на магнитно-резонансной томограмме головного мозга, — это настораживающие симптомы, требующие неотложного вмешательства специалистов (невролога, генетика). Кроме того, некоторые наследственные (хромосомные и моногенные) заболевания часто сочетаются с развитием двигательных отклонений. Наилучшие результаты достигаются в случае, если ранняя диагностика заболеваний, сопровождающихся двигательными нарушениями, осуществляется с использованием междисциплинарного подхода.
Об авторах
С. Я. ВолгинаРоссия
д.м.н., проф. кафедры госпитальной педиатрии,
420011 Казань, ул. Бутлерова, д. 49
Н. В. Журкова
Россия
к.м.н., вед. науч. сотр. отдела орфанных болезней и профилактики инвалидизирующих заболеваний НИИ педиатрии и охраны здоровья детей научно-клинического центра №2,
117593 Москва, ул. Фотиева, д. 10
Р. Г. Гамирова
Россия
к.м.н., доц., зав. кафедрой неврологии с курсами психиатрии и медицинской генетики Института фундаментальной медицины и биологии, ст. науч. сотр. научно-исследовательской лаборатории «Нейрокогнитивные исследования»,
420008 Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Е. А. Николаева
Россия
д.м.н., рук. отдела клинической генетики,
125412 Москва, ул. Талдомская, д. 2
Н. А. Соловьева
Россия
к.м.н., доц. кафедры госпитальной педиатрии,
420011 Казань, ул. Бутлерова, д. 49
Список литературы
1. Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.Н. Володина. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2019; 896. [Neonatology: a national guide. Editor N.N. Volodin. M.: GEOTAR-MEDIA, 2019; 896. (in Russ.)]
2. Приказ Министерство Здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (редакция от 03.07.2018). https://pol-78.ru/wp-content/uploads/2019/10/med-osm-nesoversh.pdf/ Ссылка активна на 29.08.2022
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977; 256.
4. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981; 272 с.
5. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1983; 37 с. Metodika_diagnostiki_NPR_polnyj_variant.pdf (karagai-edu.ru)
6. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В. Сравнительный анализ шкал развития детей 1-го года жизни. Российский вестник перинатологии и педиатрии 1998; 2: 38-43.
7. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М: МГУ, 1986; 92 с.
8. Bayley N. Bayley Scales of Infant and Toddler Development. Administration manual, third edition. San Antonio, TX: Harcourt, 2006; 266 p
9. Weiss L.G., Oakland Th., Aylward G.P. Bayley-III Clinical Use and Interpretation. A volume in Practical Resources for the Mental Health Professional. Academic Press, 2010; 256 p. DOI: 10.1016/C2009-0-01670-5 10. Frankenburg W.K. The DENVER II training manual. Denver: Denver Developmental Materials, Inc.; 1992
10. Смирнова И.В., Самсонова Т.В. Функциональная диагностика двигательной патологии в детском возрасте. Детская медицина Северо-Запада 2012; 3(1): 36-40.
11. Косенкова Е.Г. Лысенко И.М., Баркун Г.К., Журавлева Л.Н. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему. Охрана материнства и детства 2012; 2(20): 113-118.
12. Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр. Медицинский совет 2018; 11: 104-109.
13. Казьмина Л.В., Казьмин А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2008; 74 с.
14. Nguefack S., Ananfack E.G., Mah E., Kago D., Tatah S., Yolande F.P. et al. Psychomotor Development of Children Born Premature at the Yaounde Gynaeco-Obstetric and Pediatric Hospital (Cameroon). Open J Pediatr 2020; 10: 147- 158. DOI: 10.4236/ojped.2020.101014
15. Espinoza Diaz C. I., Amaguaya G., Culqui M., Espinosa J., Acosta J., Procel A. et al. Prevalence, risk factors and clinical characteristics of infantile cerebral palsy. Archivos Venezolanos de Farmacología y Terapéutica. 2019; 38 (6): 778-789
16. Blank R., Smits-Engelsman B., Polatajko H., Wilson P. European Academy for Childhood Disability. European Academy for Childhood Disability (EACD): recommendations on the definition, diagnosis and intervention of developmental coordination disorder (long version). Dev Med Child Neurol 2012; 54(1): 54-93. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2011.04171.x
17. Salih M. Clinical Child Neurology. Cite as Neurological Evaluation of Infants and Children. Springer Nature Switzerland AG, 2020; 1-28. DOI: 10.1007/978-3-319-43153-6
18. Katz K., Rosenthal A., Yosipovitch Z. Normal ranges of popliteal angle in children. J Pediatr Orthop 1992; 12(2): 229-231. DOI: 10.1097/01241398-199203000-00014
19. Salandy S., Rai R., Gomez S., Ishak B., Tubbs R. Neurological examination of the infant. Clin Anatomy 2019; 32(6): 217-234. DOI: 10.1002/ca.23352
20. Шайтор В.М., Емельянов В.Д. Диспраксия у детей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017; 112 с.
21. US National Library of Medicine. Genetics Home Reference: DMD gene. 2017. Available from: https://ghr.nlm.nih.gov/gene/DMD. Ссылка активна на 29.08.2022
22. Birnkrant D.J., Bushby K., Bann C.M., Apkon S.D., Blackwell A., Colvin M.K. et al. for the DMD Care Considerations Working Group. Diagnosis and management of Duchenne muscular dystrophy, part 3: primary care, emergency management, psychosocial care, and transitions of care across the lifespan. Lancet Neurol 2018; 17(5): 445-455. Published online January 23, 2018; 11. DOI: 10.1016/S1474- 4422(18)30026-7
23. Manning M., Hudgins L. Professional Practice and Guidelines Committee. Array-based technology and recommendations for utilization in medical genetics practice for detection of chromosomal abnormalities. Genet Med 2010; 12(11): 742-745. DOI: 10.1097/GIM.0b013e3181f8baad
24. Law E., Fisher E., Eccleston C., Palermo T.M. Psychological interventions for parents of children and adolescents with chronic illness. Cochrane Database Syst Rev 2019; 3: CD009660. DOI: 10.1002/14651858.CD009660.pub4
Рецензия
Для цитирования:
Волгина С.Я., Журкова Н.В., Гамирова Р.Г., Николаева Е.А., Соловьева Н.А. Ранняя диагностика двигательных нарушений у детей: междисциплинарный подход. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022;67(5):225-230. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-5-225-230
For citation:
Volgina S.Ya., Zhurkova N.V., Gamirova R.G., Nikolaeva E.A., Solovyeva N.A. Early diagnostics of motor disorders in children: an interdisciplinary approach. Rossiyskiy Vestnik Perinatologii i Pediatrii (Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics). 2022;67(5):225-230. (In Russ.) https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-5-225-230